«Центр детского творчества «Прикубанский» стал для меня домом.»

«Я выбираю Свободу —

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю свободу

Быть просто самим собой!»

(А. Галич)

Еще одна известная личность нашего Центра Детского творчества — Александр Петрович Топорков. Александр Петрович, знает окрестности Краснодара как свои пять пальцев. Вот более 40 лет водит в походы и детей и взрослых, он стоял у истоков скаутского движения в Краснодарском крае. В нашем интервью мы вспомним как это было и поговорим о важности туристко-краеведческого направления в развитии детей.

Я никогда не думал, что буду работать с детьми, в детском центре. После школы сначала пошел на завод, потом армия, учеба в институте, где получил профессию инженера-электрика.

Но была одна закономерность: со мной всегда были друзья, походы, путешествия, горы. Раньше этому уделялось большое внимание. В институте был факультет общественных профессий. В образовании был такой подход: считалось, что специалист должен иметь какую-то общественную профессию, вот я выбрал «Отделение горного туризма». Все пять лет я участвовал в походах, экспедициях, где получил не только знания, но и навыки инструктора. Но больше всего меня в этой истории меня подкупило – это дружеская атмосфера.

После окончания института я сразу пошел в Северокавказский НИИ фитопатологии. Работал в отделе научного оборудования и измерительной техники. Мне всё нравилось. Как инструктор по альпинизму я имел возможность брать отпуск без сохранения зарплаты на 3 месяца в летнее время. И я часто пользовался этим.

Горы затягивают и в один прекрасный момент я уехал в горы на целый год. После возвращения Олег Иванович Зайцев (первый директор Центра Детского творчества «Прикубанский» — прим автора) мне предложил заниматься с детьми. Я к тому времени уже был инструктором и по горным лыжам, и по альпинизму, и по туризму. Это было в 1987 году, мне в этот год исполнилось 30 лет.

Я согласился, и снова главным аргументом для меня был коллектив: дружный, веселый, чувствовалась поддержка.

Мне казалось, что туризм – это узкая сфера, но я сильно ошибался. Я это понял, когда познакомился с системой скаутинг (в переводе с англ. – мирная разведка). Я стал искать людей – единомышленников.

С огнем в глазах Александр Петрович рассказал о Международном скаутском слете, в котором он принимал участие вместе со своими воспитанниками.

В 1994 году директор первой школы города Анапы, Сергей Николаевич Носенко взял на себя инициативу провести слет скаутов.

Вот что писали «Краснодарские известия», август 1994 г. (Людмила ТУРБИНА, журналист):

«В Анапе в районе мыса Малый Утриш с 23 июля по 6 августа 1994 года впервые в России проходил 85-й Международный слет русских скаутов. Возродилось скаутское движение в России летом 1990 года, когда впервые после революции сюда смогли приехать две группы русских скаутов-разведчиков из США. И в этом же году появился первый скаутский отряд юных разведчиков и у нас на Кубани в Анапе. Потом в Краснодаре.

Скаутский лагерь на побережье Черного моря собрал более шестисот мальчишек и девчонок из разных уголков России, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Германии, Мадагаскара, Америки. На слет прибыли русские скауты старшего поколения из Америки, Австралии, Швейцарии. И утром, и вечером на построении раздавалось «Всегда готовы! За Россию!».

Справка: Юные разведчики – русский аналог английскому «скаутингу». А кто же такие скауты? В переводе с английского «скаут» – это разведчик. Разведчик природы, жизни, всего нового. В 1907 году английский генерал Роберт Баден-Пауэлл провел первый в мире скаутский лагерь для мальчиков, потом опубликовал книгу о новом методе внешкольного воспитания на лоне природы. Весной 1909 года в г. Павловске под Петербургом был организован первый скаутский отряд в России. Его создал офицер лейб-гвардии Олег Иванович Пантюхов. Перед революцией в России было около пятидесяти тысяч скаутов в двадцати четырех губерниях России.

В СССР скаутское движение было запрещено и вместо него учреждена пионерская организация, которая переняла многие скаутские законы, традиции, в том числе и девиз: «Будь готов!» – «Всегда готов!». Даже книгу «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар написал, используя воспоминания одного из скаутов. Однако русское движение скаутов сошло на «нет», возрождение скаутского движения в России началось с начала 1990 годов.

«Я приехал на слет с детьми, кто занимался в ЦДТ «Прикубанский, — вспоминает Александр Топорков. В начале 90-х годов в Краснодаре была скаутская дружина «Екатеринодаръ», назвали её по историческому названию города. Мы были в восторге, среди гостей: русские эмигранты, достаточно знаменитые фамилии: Захарьин Алексей, представитель старейшего рода, Данилевский – внук академика Бехтерева. Нас поразило еще то, что эти люди были настоящими знатоками русской культуры, литературы, истории. Они говорили на красивом литературном языке и были состоявшимися успешными людьми. Мы смотрели на них как на инопланетян. На слете мы познакомились с представителями Всемирной организации скаутского движения, из Европы и вскоре нас пригласили на их слет».

В 1995 году мы с ребятами от нашего ЦДТ «Прикубанский» попали в Польшу. Оказалось, что польский скаутинг в то время был на высочайшем уровне. Мы прошли курсы, в Академии скаутинга, потом мы поехали отрабатывать знания на практике, в горы. Благодаря новым знакомствам, мы приняли участие в летнем Всемирном слете скаутов в пригороде Варшавы. И снова я был впечатлен вниманием к детям и к нам как гостям, открывал слет — президент Польши Лех Валенса. Он посещал наш лагерь, я лично с ним здоровался и немного даже общался. В следующем году мы также по приглашению побывали в лагере скаутов в Англии, и он нам показался «пикником на газоне». Идея скаутинга – все- таки воспитательная, где важно и знать навыки выживания в лесу, а не просто отдых на природе.

Александр Топорков рассказал и о поездке 1998 года, в США, город Нью-Йорк, по приглашению дружины «Царское село». Две недели делегация из Кубани провели в скаутском лагере и еще две недели жили в семьях русских эмигрантов.

Александр Петрович, поделитесь как строилась ваша работа в Центре детского творчества?

— Сначала это был чистый туризм. Мы водили детей по окрестностям, устраивали походы, экскурсии, туристические слёты. Так как я инструктор по альпинизму, то пытался с детьми заниматься и альпинизмом. Потом понял, что это достаточно опасно и остановиться на походах. Когда увлекся скаутингом, то начал делиться этой информацией с ребятами. Скаутинг – не просто про походы, это еще и знакомство с территорией, историей, культурой, людьми и посильная помощь, к примеру, очистка территории от мусора. В повести «Тимур и его команда» очень хорошо описана идея скаутинга и мы ей с ребятами следовали.

В Краснодаре, как уже было сказано, была дружина «Екатеринодаръ», в которую входили 10 городских отрядов скаутов. В каждом отряде был свой руководитель, у каждого была своя специализация, каждый имел своё название. Были отряды: святого Сергия Радонежского, барда Юрия Визбора, певца Игоря Талькова и так другие. В основном они формировались и работали при школах города. Движение воспитывало лидеров, командный дух, волю к победе, целеустремленность. Очень хочется верить, что и современные движения такие как РДШ и РДДМ продолжат лучшие традиции.

Чему вы учите детей?

Учу их жизнедеятельности и взаимодействию в природной среде, рассказываю: как можно и как нельзя вести себя в лесу, без чего можно обойтись, что необходимо взять с собой, как правильно разжечь костер, приготовить пищу, поставить палатку. Городские дети этого не знают, поэтому важно им рассказывать об этом. Дети всегда в восторге от природы, от походов.

За что любите Центр детского творчества «Прикубанский»?

Во-первых, это коллектив. Здесь много людей творческих, отличных специалистов в своем деле. Рядом со мной всегда были люди, кто умеет дружить. Я несколько раз уходил, но снова возвращался, потому что здесь я могу быть самим собой, чувствую себя свободным, мои идеи и предложения находили поддержку и у руководства, и у коллектива.

Наш Центр стал для меня вторым домом. Центр – это не место для зарабатывания денег, это возможность для реализации своей миссии, передачи знаний и опыта детям, коллегам, центр – это для души.

Я счастливый человек, ведь по жизни занимаюсь тем, что мне интересно, и могу реализовывать себя как наставник.