Нина Николаевна Щеглова-Лазарева:

«У нас нет отстающих, у нас все успешные и это детей окрыляет»»

Ей, как никому другому, подходит лозунг — «Нам песня и строить, и жить помогает».  Больше всего в жизни Нина Николаевна Щеглова-Лазарева любит петь. Именно благодаря этой страсти, она, в далеком 1978 году, быстро стала заметна не только на уровне школы, где она работала учителем музыки, но и у руководства города. Ее   хоровые коллективы всегда занимали призовые места и ей, в 30 лет, предложили возглавить Дом Пионеров, вновь образовавшегося, Прикубанского округа.

Нина Николаевна из семьи военных: мама — майор милиции, папа работал в КГБ. «Меня воспитывали в строгости, с 22 часов – комендантский час, так продолжалось до замужества, — с улыбкой вспоминает Нина Николаевна.   – Родители научили меня много и усердно работать и любить свою Родину».

Преданность своему делу и внимательность к людям — вот главные черты Заслуженного учителя РФ, Почетного работника общего образования РФ Нины Николаевны Щегловой-Лазаревой. 

В этом году ЦДТ «Прикубанский» будет отмечать 45-летие, каким вы видите юбилей центра?

— Сначала я думала, что пышным, а потом, думаю, нет, важно, чаще встречаться, персонально, точечно. Планируем встречи с нашими выпускниками, многие из них достигли успехов, значимого положения в общественной жизни. Этими успехами важно делиться, чтобы были наглядные примеры для подражания у подрастающего поколения. Я поддерживаю отношения со многими выпускниками, все вспоминают годы в Центре как кусочек жизни, который дал им мотивацию на успех и подарил радость. Радость, которую они смогли пронести по всей жизни.

Первой на ум приходит Настя Скопылатова, которая работает сейчас в Большом театре в Москве.  Она выпускница нашего «Реванша», именно она впервые исполнила гимн Центра детского творчества, когда еще была ребенком. А недавно она приезжала к родителям в Краснодар и по нашей просьбе «перепела» гимн уже в более современной обработке

­­Этот год юбилейный не только для центра, но и для вас.

­—  Да, в этом году у меня 50-е первое сентября, 50-й учебный год.  

Ого! Это же уже полвека! Скажите, как вы выбрали профессию?   Раньше, стать учителем было престижно, это повлияло?

— Нет, престижность никак не повлияла.  Я очень хорошо училась в школе. Мне везло, как никому другому. И с первой учительницей, и с первым классным руководителем, и со школой, и с одноклассниками. Я училась в школе с английским уклоном, в классе нас было 25 человек. К слову, мы до сих пор дружим, каждую неделю общаемся, хотя живем в разных странах и городах: Швеция, Америка, Москва, Калининград, Астрахань, Казахстан, Краснодар.   

После школы было музыкальное училище, закончила его с отличием, была направлена в консерваторию. Но по причине, раннего замужества и рождения ребенка, в консерваторию поступить не получилось, и я пошла работать в школу, в ту самую, которую закончила.  Со мной работала коллега и я была так ей восхищена, что даже сомнений не было чему посвятить жизнь.  Школа была самая обычная, а вот дети… Мне казалось, что это самые лучшие дети, которые только есть в городе Алма-Ата.   Они были настолько «моими» в душе, настолько меня слышали и чувствовали. Мы стали близкими друзьями, несмотря на то, что я уехала из этого города через два года. На протяжении всей жизни мы дружим.  У них давно уже свои дети, но связи не теряем.

­А как сложилась ваша карьера в Краснодаре?

—  Я по образованию музыкант- хоровик. Очень люблю петь. В 64 школе, в которую я пришла работать я быстро стала победителем хоровых городских конкурсов.  У нас в школе было пять хоровых коллективов: два ­—  мальчиков, коллектив девочек, взрослый хор и эстрадный ансамбль.  

Большой след, для меня как педагога, оставило участие в эксперименте советского композитора, педагога и общественного деятеля Дмитрия Кабалевского. Горжусь, тем, что он несколько раз был на моем уроке здесь, в Краснодаре. У него была   удивительная программа музыки в школе.  Все, кто прошел эту программу, по-другому начинали смотреть на понятия: музыка, искусство, живопись. Программа давала возможность простому ребенку без какой-либо специальной подготовки, прочувствовать: «увидеть» музыку, «услышать» картину.  Я до сих пор с восторгом вспоминаю эту программу, храню тетради с записями уроков. Представляете обычные дети в 12 -13 лет с замиранием слушали шестую симфонию Чайковского! Как?

Я создавала атмосферу: подходила к окну и распахивала его, потому композитор именно про это писал музыку, про распахнутое окно, глоток ветра, свежего воздуха, ощущение свободы.

Помните ли вы свой первый день в ЦДТ?  Как случилось, что вы ушли из школы?

— Мне было 30 лет, я была активисткой самодеятельного движения, наши школьные коллективы под моим руководством, как я уже сказала, занимали призовые места в окружных конкурсах, городски, краевых. Меня заметили и пригласили на должность директора Дома Пионеров Прикубанского округа. Он, тогда как раз только образовался.  

Как прошел первый день в подробностях не помню, зато отлично помню, как все выглядело: здание Дома Пионеров на Тургенева (пристройка к школе №80) было больше похоже на сарай, не было даже настила, просто земля.  В одной стороне стоял мой стол, в другой – моей приятельницы, она пришла работать завучем.  Мы достали какие-то бумаги из стола, переглянулись, в голове вопрос «Что с этим делать?» В то время уже работало 40 человек педагогов. Мы стали во главе всей пионерской и комсомольской деятельности Прикубанского округа.  Организовывали патриотические игры: «Зарницу», «Орленок», создавали новые творческие коллективы, запускали новые проекты.  Творчество всегда шло в ногу с патриотизмом, через это рождались лидеры. 

А лидерские качества, как считаете, это все-таки прирожденное качество?  

— Мне кажется, это как научить рисовать и петь. Говорят, нельзя, но я думаю, можно! Потому, что внутри нас у всех есть талант, все самые лучшие качества. А вот что смогло развиться, это уже зависит от условий, от фокуса внимания, от трудолюбия.

Вы руководите учреждением, большим коллективом много лет  сложно ли быть директором?  Вы человек творческий, а мы понимаем, что система есть система, и там нужно и бумажками заниматься, и административные какие-то дела вести. Как соединить творчество и дисциплину?

— Директором быть сложно и без любви к делу и детям я не смогла бы.  У меня есть привычка, каждый вечер анализировать прошедший день, каким бы он был: легкий, красивый, удачный, неудачный.  Вспоминаю: с кем встречалась, с кем говорила, с кем не договорилась, с кем поругалась, кого поругала, кого не похвалила.  У нас большой творческий коллектив, у каждого человека своя жизнь, свой опыт, у каждого своего взгляда, свои умения, а хотелось бы, чтобы у всех они были самые лучшие в нашем учреждении.   Но несмотря на то, что мы все разные, есть одно, что объединяет и это тот критерий, по которому я принимаю на работу. Мне импонирует педагог, который на обычные вещи смотрит необычными глазами, под своим углом и может увидеть то, что не видят все, услышать то, что не слышат все. Безусловно, важна порядочность и любовь к детям. Вот три качества для сотрудника нашего Центра детского творчества: Нестандартность, порядочность и любовь к детям.

Я всегда говорю, что наши педагоги более свободны в своей работе. Это не школьный учитель, у которого есть определенные рамки общения с ребенком и определенные задачи для реализации той или иной обязательной программы. Здесь для педагога, с одной стороны, свобода выбора формы, технологии метода общения с ребенком и формы преподнесения знаний.

Мне нравится наша традиция, когда в конце учебного года наши педагоги пишут письма школам, что-такой-то ребенок замечательный в рисовании, или у него спортивные достижения, или танцует, он самый лучший.   А в обычной школе он может быть отстающим учеником, а у нас только талантливые дети, нет отстающих. Наша задача – развитие личности ребенка, помочь показать ребенку, а порой и родителям, что он успешен. Когда ребенок это слышит и чувствует, то крылья расправляются, и он летит дальше.

 Нина Николаевна, вы так оптимистично все рассказываете, но ведь не секрет, что в педагогической отрасли есть большая проблема — мало   молодых педагогов приходят работать с детьми.  Даже если они заканчивают педагогические вузы, то большая часть не идут работать по специальности. В вашем коллективе достаточно много молодых педагогов. Каков секрет их привлечения?  Есть ли какая-то особенная система работы с молодыми педагогами?

— Во-первых, мы стараемся финансово поддерживать молодых педагогов, особенно если видим даже небольшой, но результат. На уровне города также есть меры: выплаты в размере 25 000 рублей тем, кто работает год и 50 000 тысяч — кто работает до трех лет. Это грантовая помощь. Наши педагоги знают об этом и активно пользуются этой возможностью.  Но не только деньги играют роль остается человек или уходит, важна моральная, психологическая, дружеская поддержка со стороны коллектива и руководства. В нашем коллективе есть традиции: летом, перед учебным годом, выезжаем на четыре дня в Веселовку. Это и отдых, и поощрение и главное – это отлично объединяет коллектив.  

Есть еще День Здоровья, тоже с совместным выездом.  

Есть у нас клятва педагогов нашего центра: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15».

Веселая традиция – отмечать проводы зимы. Масленицу. Более 20 лет организовываем праздник для всей семьи и для всего города.

Патриотическая и любимая традиция — 8 мая со всеми нашими педагогами, заместителями участвуем в мероприятиях ко Дню Победы с ветеранами в нашем фестивальном сквере и обязательно поем военные песни.

Все в комплексе это работает на укрепление коллектива, и я горжусь, что в нашем Центре почти половина сотрудников в возрасте до 35 лет.

Нина Николаевна, а чего не хватает сегодня вам?  О чем душа болит как у руководителя? Как у педагога?

— Честно сказать, не хватает зарплаты у педагогов. Другая зарплата должна быть у этих людей.  Именно   педагоги, которые отдают детям много времени не только учебного, но своего личного.  Педагог — воспитатель, а это не только про знания.  Важно и в театр, и в музей сходить, желательно и с родителями, в библиотеку, на выставку, а после еще и обсудить. Это и формирует разностороннюю личность. Но это уже внеурочное время и это не оплачивается.  И думаю, еще не скоро будет оплачиваться.

А если убрать денежный вопрос, то какая у вас есть мечта как у директора такого крупного Центра творчества?

— Очень люблю оркестры: духовой, народный.  У нас их пока нет. Зато есть    джазовый оркестр и струнный. 

Как-то задумалась, почему бы не создать цыганский художественный коллектив? Есть неохваченные направления для развития и в хореографии.

Очень хочется хороший детский театр, ну и, конечно, большой хор для детей и взрослых.

Мы всегда работаем от человека. Приходит педагог с горящими глазами – найдем возможность ему творить.  Творчество оно всегда без границ, я все время думаю про развитие, про то как и чем удивлять детей, увлекать родителей. Творчество – то, что развивает больше твердых знаний. Творчество раскрывает душу.

Вы неугомонный директор. Хочу еще задать вопрос про РДДМ (Российское движение детей и молодёжи), вы куратор этого движения в городе, как и в прошлом курировали РДШ (Российское движение школьников). Как так получилось? 

— С молодости я привыкла быть лидером пионерского, комсомольского движения Прикубанского округа. И именно это послужило основой и моего успеха, и успеха учреждения. Когда в 2019-м году, когда открыли Российское движение школьников в России, мы в Краснодаре были в стороне.  Как-то на одном из совещаний директоров нашего направления дополнительного образования, я говорю: «Слушайте, это же наша работа, это мы с вами призваны делать в городе». Но инициатива она всегда, как знаете, наказуема. (смеется). И тогда мне предложили возглавлять это движение. С тех пор ЦДТ «Прикубанский» у руля РДШ, а сейчас и РДДМ.  И я не жалею совершенно, потому что нужно это развивать. Ребенок, приходя в школу, должен себя ощущать причастным к   социальной жизни, к общественной жизни, он должен себя ощущать частью чего-то бОльшего. В мое время, мы приходили в школу и нас сразу, в первом классе   принимали в октябрята, мы создавали «звездочки», где было пять человек: один был санитаром, другой — дежурным, кто-то отвечал за информацию и так далее. У каждого ребенка с первого класса было посильное общественное задание. И это создавало причастность к жизни всей страны. С детства это оставалось внутри у ребенка. И это не про общественную нагрузку, это про всеобщую поддержку.

Раз вы вспомнили как было в прошлом, не могу не задать вопрос – видите ли вы отличия детей полвека назад и сегодняшних?

— Разве что информационной наполненностью. А так дети всегда дети: любознательные, добрые, отзывчивые, ранимые, талантливые, капризные, требующие внимания. Сегодняшним детям доступна любая информация, и они умеют ее взять, воспользоваться   и делают это быстрее взрослых. Что это значит для педагога?  Если раньше учителю не надо было доказывать, что он учитель, то сегодня доказывать нужно, доказывать, что ты не плетешься в конце всех знаний. В общем, сегодняшние дети не дат нам стареть и стоять на месте.

 — Нина Николаевна, в завершении нашего интервью, несколько вопросов, на которые можно отвечать коротко. 

— Что для вас счастье?

— Это любовь.

— Что такое любовь? Как вы это чувствуете?

— Любовь — это свет.

— А успех – это везение или работа над собой?

— Это работа.

—  Книга, которую должен прочитать каждый.

— Григорий Остер «Вредные советы».

—  Самый безумный поступок в вашей жизни?

 — Прыжок с парашютом!

— Реально? А что смотивировало?  

— Я загадывала себе, что хочу попробовать в жизни: проскакать на лошади верхом. Сделано.  Прыгнуть с парашютом.  Тоже выполнила.  В списке было еще прыгнуть с «тарзанки». Это желание не исполнено. Возможно, ПОКА не исполнено.

—  Благодарю, Вас за интервью!

Записала Светлана Меншикова